Первым «Черным тюльпаном» был…

О "Черном тюльпане", доставлявшем из ДРА тела погибших солдат и офицеров, сейчас знают все. Благодаря афганской песне Александра Розенбаума даже у тех, кто не был ни в оазисах Джелалабада, ни в Шинданде, Кандагаре и Баграме, есть представление о том, как везли "на родину героев, которым в двадцать лет могилы роют". А сейчас выяснилось, что первым самолетом, начавшим доставлять груз-200 в Советский Союз, был Ил-18, "приписанный" к аэропорту нашего города.

Вторым пилотом этого воздушного пассажирского судна тогда был челябинец Вячеслав Шведов. Именно от него мы и узнали историю нашего самолета.

— С 1975 года я работал в Челябинском объединенном авиаотряде, — рассказывает Вячеслав Иванович. — Летал на пассажирском Ил-18. В январе 1980 года экипаж моего самолета направили в Ташкент. Зачем, мы уже догадывались. Дело в том, что до этого один наш пассажирский самолет переоборудовали в санитарный борт, убрав из него все кресла и организовав две операционные, и отправили 31 декабря с другим экипажем в Ташкент. Обстановка в Афганистане тогда была уже неспокойная, и объяснять нам, куда полетим, нужды не имелось.

Утром 17 января 1980 года второй пилот Вячеслав Шведов и его экипаж — командир воздушного судна Юрий Слободсков, штурман Анатолий Ключников, бортмеханик-техник Вячеслав Королев и техник Кукарека вылетели из Ташкента на том самом переоборудованном челябинском Ил-18 в первый рейс. (Вместе с ними с тех пор всегда на борту находились три медика — хирург и медбратья.) Долетели до Какайды — советской военной базы под Термезом, где часть военнослужащих, которых везли на борту из Ташкента, высадили, часть других ребят, уже подготовленных, наоборот, забрали и полетели в Афганистан.

Источник: rsva.ru

Все новости